01.06.2022
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 31 мая 2022 г. N ТВ-977/02 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ "ТОЧКА РОСТА" В целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России направляет
актуальные Методические рекомендации по созданию и функционированию в
общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах,
центров образования естественно-научной и технологической направленностей для
использования в работе. Т.В.ВАСИЛЬЕВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ, ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ 1. Общие положения Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Центры "Точка роста") в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе общих подходов к использованию субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей". Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, а также педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций для использования при планировании работы, в том числе в части развития материально-технической базы и образовательной среды, совершенствования методики и подходов к организации образовательной деятельности по образовательным программам общего образования и дополнительным общеобразовательным программам. Целями создания Центров "Точка роста" является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология". Центры "Точка роста" обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования. Создание Центров "Точка роста" осуществляется на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления, образовательным организациям) рекомендуется использовать настоящие Рекомендации при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров "Точка роста". Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождения создания в субъектах Российской Федерации Центров "Точка роста" осуществляет Федеральное государственное автономное учреждение "Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: http://mpcenter.ru. 2. Порядок создания Центров "Точка роста" 2.1. Нормативное обеспечение создания Центров "Точка роста" Центры "Точка роста" могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников. Реализацию в субъекте Российской Федерации мероприятий по созданию и функционированию Центров "Точка роста" рекомендуется сопровождать изданием нормативного(-ых) правового(-ых) акта(-ов) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который(-е) определяют: - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию Центров "Точка роста" на территории субъекта Российской Федерации (далее - Региональный координатор); - комплекс мер (дорожную карту) <1> по созданию и функционированию Центров "Точка роста" (рекомендованная форма представлена в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям). -------------------------------- <1> Под комплексом мер (дорожной картой) понимается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центров "Точка роста" Региональному координатору рекомендуется с учетом сроков, указанных в Приложении 1 к Рекомендациям, утвердить: - должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование Центров "Точка роста"; - перечень показателей и индикаторов (рекомендуемый образец приведен в Приложении 2 к Рекомендациям) их значений; - перечень общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых планируется создание Центров "Точка роста" (рекомендуемый образец приведен в Приложении 3); - типовое Положение о Центре образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (типовая форма Положения приведена в Приложении 4). Для обеспечения функционирования Центра "Точка роста" общеобразовательной организации, на базе которой он создается, рекомендуется издать локальный нормативный акт (локальные нормативные акты): - о создании Центра "Точка роста"; - о назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) Центра "Точка роста"; - об утверждении Положения о деятельности Центра "Точка роста" (типовая форма Положения о деятельности Центра "Точка роста", на основе которой рекомендуется разработать документ представлен в Приложении 4 к настоящим Рекомендациям). В Положении о деятельности Центра "Точка роста" предлагается отражать его основные характеристики, в том числе: - цели и задачи создания и функционирования Центра "Точка роста", определенные с учетом положений настоящих Рекомендаций и специфики общеобразовательной организации; - информацию о месторасположении Центра "Точка роста" (адрес, доступность); - перечень показателей и индикаторов деятельности Центра "Точка роста" и их значения на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам); - основные функции Центра "Точка роста"; - порядок управления и организации образовательной деятельности Центра "Точка роста"; - иные параметры, соответствующие положениям настоящих Рекомендаций. Создание центра "Точка роста" на базе общеобразовательной организации может осуществляться как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения. Региональному координатору рекомендуется информировать Федерального оператора о случаях создания на территории субъекта Российской Федерации Центра "Точка роста" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направлять Федеральному оператору концепции создания и функционирования такого Центра "Точка роста". 2.2. Материально-техническое обеспечение создания Центров "Точка роста" Основными направленностями реализации программ Центров "Точка роста" являются естественно-научная и технологическая. Перечень направленностей реализуемых программ и соответствующих средств обучения и воспитания может дополняться и расширяться в каждой из общеобразовательных организаций, на базе которых создаются Центры "Точка роста". Средства обучения и воспитания рассчитаны на широкий спектр способов и методов применения в учебном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании. Создание центра "Точка роста" предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации: - средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология"; - оборудованием для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей и т.д. - компьютерным и иным оборудованием. Для целей обеспечения возможности осуществления Федеральным оператором единой комплексной методической поддержки и методического сопровождения субъектов Российской Федерации по достижению результатов и показателей федерального проекта, а также включения создаваемой региональным координатором инфраструктуры в единую технологическую среду национального проекта "Образование" рекомендуется региональному координатору учитывать примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (Приложение 5), а также рекомендуется направить сформированный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в адрес Федерального оператора и получить заключение Федерального оператора о его соответствии единой технологической среде национального проекта "Образование" до момента его утверждения. При оснащении малокомплектных общеобразовательных организаций <2> объем единиц средств обучения и воспитания представляется в меньшем количестве. -------------------------------- <2> В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся. При формировании перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания рекомендуется выбор средств обучения и воспитания не менее чем по трем учебным предметам ("Физика", "Химия", "Биология") и компьютерного оборудования. Оставшиеся по итогам определения обязательного оборудования средства, предусмотренные для оснащения Центра "Точка роста", рекомендуется распределить на приобретение дополнительного оборудования, входящего в рекомендуемый перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания (Приложение 5 к методическим рекомендациям). В общеобразовательных организациях, на базе которых создаются и функционируют Центры "Точка роста", рекомендуется обеспечить соответствие имеющихся условий действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей. Проектирование, зонирование помещений общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть путем выделения соответствующих функциональных зон для эффективного размещения и использования оборудования, средств обучения и воспитания Центра "Точка роста". Центр "Точка роста" представляет собой совокупность помещений общеобразовательной организации. В зависимости от особенностей здания и специфики общеобразовательной организации Центр "Точка роста" может быть расположен в пределах одного учебного кабинета естественно-научной и технологической направленностей или в нескольких помещениях: учебных помещениях для реализации образовательных программ и размещения оборудования естественно-научной и технологической направленностей (для проведения лабораторных и практических занятий естественно-научной и технологической направленностей), а также при возможности функциональных зон для организации проектной деятельности и групповой работы. Учебные помещения Центра "Точка роста" рекомендуется формировать на базе действующих учебных кабинетов (физики, химии, биологии, технологии, информатики). Набор помещений и пространств Центров "Точка роста" может быть расширен в зависимости от имеющихся в общеобразовательной организации условий, а также в случае расширения перечня направлений образовательных программ, планируемых к реализации на базе Центров "Точка роста". Помещения (функциональные зоны, в том числе учебные кабинеты физики, химии, биологии и пр.) Центра "Точка роста" целесообразно располагать в пределах одного здания общеобразовательной организации. Не рекомендуется размещение на площадях в других зданиях. Проектирование, зонирование помещений Центров "Точка роста" и определение дизайн-решений рекомендуется осуществлять с учетом рекомендаций по проектированию центров "Точка роста", разрабатываемого Федеральным оператором. 2.3. Кадровое обеспечение создания Центров "Точка роста" Региональному координатору рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг деятельности Центров "Точка роста" в субъекте Российской Федерации. Контроль за результативностью функционирования Центра "Точка роста" в общеобразовательной организации рекомендуется осуществлять непосредственно руководителю данной организации. Образовательную деятельность на базе Центра "Точка роста" осуществляют педагогические работники общеобразовательной организации. Кадровое обеспечение Центра "Точка роста" осуществляется с учетом устанавливаемого руководителем штатного расписания, действующих локальных нормативных актов, в том числе об оплате труда и выплатах стимулирующего характера. С учетом многофункциональности Центра "Точка роста" руководителю общеобразовательной организации рекомендуется локальным актом определить руководителя (куратора) Центра "Точка роста", ответственного за его функционирование и развитие. К функциям руководителя Центра "Точка роста" могут быть отнесены: - организация работы по текущему и перспективному планированию деятельности общеобразовательной организации с учетом целей и задач Центра "Точка роста"; - координация работы педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации; - оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке программ и технологий; - организация методической, культурно-массовой, внеклассной работы, а также информационной работы для родителей; - обеспечение контроля за выполнением плановых заданий, своевременного составления установленной отчетной документации; - внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса и управления общеобразовательной организацией; - участие в работе развитии и укреплении учебно-материальной базы общеобразовательной организации. Требования к кадровому обеспечению деятельности Центра "Точка роста" определяются общеобразовательной организацией самостоятельно с учетом действующего трудового законодательства, а также настоящих Рекомендаций. Субъекту Российской Федерации при формировании бюджета на очередной год и плановый период рекомендуется предусматривать объем бюджетных ассигнований для предоставления субвенций местным бюджетам в объеме, необходимом для финансового обеспечения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций, обеспечивающих функционирование Центров "Точка роста". Региональному координатору рекомендуется предусмотреть организацию и проведение региональных обучающих мероприятий для педагогических работников общеобразовательных организаций по работе со средствами обучения и воспитания, оборудованием, которым оснащаются Центры "Точка роста", в том числе с применением иной инфраструктуры национального проекта "Образование", созданной в субъекте Российской Федерации. Обучающие мероприятия рекомендуется планировать в рамках комплексного организационно-методического сопровождения деятельности центров "Точка роста", в том числе при необходимости через планирование и реализацию очных дополнительных профессиональных программ. Проведение курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам сверх минимальных требований о дополнительном профессиональном образовании по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для педагогических работников Центров "Точка роста" также может осуществляться Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации". По указанным программам предусматривается повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, в которых в текущем году обеспечивается создание центров "Точка роста". Порядок, сроки и формат проведения повышения квалификации доводятся до сведения общеобразовательных организаций через Региональных координаторов, в том числе с применением информационных ресурсов Федерального оператора. 2.4. Информационное обеспечение создания Центров "Точка роста" Региональному координатору не позднее дня открытия Центра "Точка роста" рекомендуется организовать размещение в специально созданном разделе "Центр "Точка роста" официального сайта общеобразовательной организации в сети "Интернет" информации о создании и функционировании Центра "Точка роста", в том числе информации об образовательных программах, оборудовании Центра "Точка роста", планируемом режиме занятий обучающихся, планируемых мероприятиях. В созданном разделе официального сайта общеобразовательной организации рекомендуется размещать информацию о национальном проекте "Образование" (в том числе логотип), адрес сайта и официальную символику Министерства просвещения Российской Федерации. Федеральным оператором разрабатываются и направляются в адрес Региональных координаторов методические материалы по созданию и наполнению специальных разделов "Центр "Точка роста" на сайтах общеобразовательных организаций. Содержательное наполнение специального раздела официального сайта общеобразовательной организации предполагает: а) наличие всей информации (исчерпывающий набор сведений о деятельности Центра "Точка роста" для всех участников образовательных отношений); б) соответствие информации, размещенной в специальном разделе, данным из раздела "Сведения об образовательной организации", а также целям образовательной деятельности общеобразовательной организации и содержанию функционирования Центра "Точка роста"; в) регулярное обновление информации (неактуальные сведения своевременно удаляются или архивируются; в случае внесения изменений в материалы, их обновление на официальном сайте проводится в течение 10 рабочих дней после их изменений); г) понятная для пользователя навигация внутри специального раздела; д) активность ссылок и подразделов, предусмотренных в специальном разделе, а также отсутствие ссылок на неработающие и запрещенные Интернет-ресурсы; е) соблюдение при размещении материалов требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и защите информации (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"). Наполнение специального раздела на сайте общеобразовательной организации контентом рекомендуется осуществлять с учетом требований нормативных документов, положений Рекомендаций, а также запросов участников образовательных отношений и иных заинтересованных потребителей информации сайта общеобразовательной организации. Региональным координатором рекомендуется обеспечивать широкое информационное освещение мероприятий по созданию Центров "Точка роста" путем привлечения региональных средств массовой информации, а также размещения информационных и мультимедийных материалов на официальных сайтах и в социальных сетях общеобразовательных организаций. Региональному координатору рекомендуется обеспечить широкое информационное освещение мероприятий по созданию Центров "Точка роста", официальному открытию и событий, проходящих на базе Центров "Точка роста", путем привлечения региональных средств массовой информации, а также размещения информационных и мультимедийных материалов на официальных сайтах и в социальных сетях общеобразовательных организаций, субъекта Российской Федерации. Региональному координатору рекомендуется предусмотреть проведение региональных (муниципальных) семинаров/сессий/совещаний для руководящих (педагогических) работников общеобразовательных организаций, в которых создаются Центры "Точка роста" по вопросам первичного освещения основных направлений реализации национального проекта "Образование", целях и задачах деятельности Центров "Точка роста", информационно-методических ресурсах Федерального оператора, региональных методических службах и пр. При подготовке указанных мероприятий целесообразно использовать материалы информационно-методических мероприятий Федерального оператора и иные источники, соответствующие целям деятельности Центров "Точка роста" и настоящим Рекомендациям. 3. Организация образовательной деятельности Образовательную деятельность на базе Центров "Точка роста" рекомендуется осуществлять по образовательным программам общего образования и, при наличии условий, дополнительным общеобразовательным программам. Создание Центров "Точка роста" предполагает использование приобретаемого оборудования, средств обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям "Естественно-научные предметы", "Естественные науки", "Математика и информатика", "Обществознание и естествознание", "Технология", образовательных программ общего образования естественно-научной и технологической направленностей, при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленностей. Перечень направленностей реализуемых на базе Центров "Точка роста" образовательных программ может быть расширен в зависимости от имеющихся у общеобразовательных организации условий, а также потребностей участников образовательных отношений. Общеобразовательной организации при формировании содержания основных общеобразовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ рекомендуется учитывать ресурсы Центра "Точка роста". При организации внесения изменений в образовательные программы общеобразовательной организации, обновлении содержания отдельных рабочих программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ рекомендуется использовать учебно-методические и справочные материалы Федерального оператора. Федеральный оператор обеспечивает подготовку и распространение методических и информационных материалов по вопросам организации образовательной деятельности, методики использования средств обучения и воспитания, оборудования при организации образовательной деятельности на базе Центров "Точка роста". Формат организации образовательной деятельности и направления реализуемых образовательных программ рекомендуется определять с учетом настоящих Рекомендаций и иных информационных и методических материалов Федерального оператора. Рекомендуется предусматривать на базе центров "Точка роста" освоение обучающимися учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология" с использованием приобретаемого оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания. Разработку и утверждение образовательных программ общеобразовательных организаций рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора. Рекомендуется обеспечить ориентацию не менее 1/3 объема внеурочной деятельности обучающихся на достижение планируемых результатов учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей предметных областей "Естественно-научные предметы", "Естественные науки", "Математика и информатика", "Обществознание и естествознание", "Технология", при этом объем программ естественно-научной направленности рекомендуется определять на уровне не менее 20% от общего объема внеурочной деятельности. Разработка рабочих программ по предметам "Физика", "Химия", "Биология", учебным предметам естественно-научной и технологической направленностей из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется общеобразовательными организациями, в которых создаются центры "Точка роста", самостоятельно, при этом рекомендуется учитывать методические материалы и рекомендации Федерального оператора. Реализация образовательных программ дополнительного образования в малокомплектных общеобразовательных организациях осуществляется при наличии у организации соответствующих условий. Общеобразовательной организации до начала учебного года рекомендуется сформировать план деятельности Центра "Точка роста", включающий в себя образовательные мероприятия, конкурсы и события, соответствующие направлениям и функциям Центра "Точка роста", в том числе определенных настоящими Рекомендациями. Формирование плана образовательных мероприятий рекомендуется осуществлять с учетом инструкций и материалов Федерального оператора. Утверждение плана образовательных мероприятий рекомендуется обеспечивать не позднее 1 сентября года начала функционирования Центра "Точка роста" (далее - ежегодно). Федеральным оператором на регулярной основе обеспечивается проведение методических и организационных мероприятий по вопросам организации образовательного процесса в Центрах "Точка роста", оказание методической помощи при разработке учебных материалов, заданий для совершенствования практической подготовки обучающихся по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, дополнительного образования детей. 4. Организационно-методическое сопровождение Центров "Точка роста" и использование иной созданной в рамках реализации национального проекта "Образование" инфраструктуры В целях комплексного сопровождения деятельности Центров "Точка" Федеральным оператором обеспечивается осуществление публикаций и обновления методических материалов, включающих учебно-методические материалы (инструкции, методические пособия, информационные материалы, перечни рекомендуемых литературных источников, видеоматериалы и др.), а также материалы по итогам проведения мероприятий Федерального оператора (вебинары, семинары, конференции, совещания и др.). Для педагогических работников Центров "Точка роста" Федеральным оператором обеспечивается проведение тематических вебинаров, направленных на дополнительное разъяснение вопросов реализации образовательных программ на базе Центров "Точка роста", проведению образовательных мероприятий по вопросам использования оборудования Центров "Точка роста". Для Региональных координаторов и руководящих работников Центров "Точка роста" Федеральный оператор обеспечивает проведение тематических вебинаров, направленных на дополнительное разъяснение вопросов, относящихся к исполнению комплексов мер (дорожных карт) по созданию и функционированию Центров "Точка роста", достижению установленных показателей функционирования, использованию иной созданной в рамках реализации национального проекта "Образование" инфраструктуры. В целях эффективной организационно-методической поддержки создания и функционирования Центров "Точка роста" на территории субъектов Российской Федерации региональным координаторам рекомендуется обеспечивать вовлечение созданных ранее детских технопарков "Кванториум", мобильных технопарков "Кванториум", центров цифрового образования детей "IT-куб", ключевых центров дополнительного образования "Дом научной коллаборации" и создаваемых детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций в деятельность Центров "Точка роста" в следующих форматах: 1. Проведение совместных мероприятий для обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций, на базе которых создаются Центры "Точка роста" (обучающие семинары и мастер-классы по вопросам использования оборудования, средств обучения и воспитания; методические мероприятия по вопросам разработки, совершенствования и внедрения программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленности, организации внеурочной деятельности обучающихся; индивидуальные консультации для педагогических работников, в том числе в режиме онлайн; занятия проектной деятельностью; конкурсные и соревновательные мероприятия для детей и др.). 2. Организация и участие в региональных и межрегиональных конференциях, фестивалях, форумах по обмену опытом работы на высокооснащенных ученико-местах, в том числе по реализации предметных областей "Естественно-научные предметы", "Естественные науки", "Математика и информатика", "Обществознание и естествознание", "Технология", реализации программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей. 3. Участие региональных координаторов, представителей Центров "Точка роста" и иных центров, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации, в мероприятиях Федерального оператора. График мероприятий, квоты участия, содержание и технологии проведения мероприятий доводятся Федеральным оператором дополнительно. 4. Организация и участие в проведении информационных кампаний по популяризации национального проекта "Образование" на территории субъектов Российской Федерации, в том числе событиях, проводимых для консультационного сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся о возможностях для развития способностей и талантов их детей, профессиональной ориентации и успешного освоения основных образовательных программ общего образования. 5. Разработка, утверждение и реализация сетевых образовательных программ с использованием высокооснащенных ученико-мест, созданных в субъекте Российской Федерации в рамках национального проекта "Образование", в том числе совместно с детскими технопарками "Кванториум", создаваемыми на базе общеобразовательных организаций. 6. Вовлечение обучающихся общеобразовательных организаций, на базе которых создаются и функционируют Центры "Точка роста", в различные формы сопровождения и наставничества с использованием кадровых ресурсов, обеспечивающих работу высокооснащенных ученико-мест, созданных в субъекте Российской Федерации в рамках национального проекта "Образование" с учетом методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденной распоряжением Минпросвещения России от 25 декабря 2019 года N Р-145. Предполагается, что Центры "Точка роста" могут использовать инфраструктуру и кадровые ресурсы детских технопарков "Кванториум", создаваемых на базе общеобразовательных организаций, для развития проектной деятельности обучающихся. Педагогическим работникам Центров "Точка роста" рекомендуется обеспечивать участие обучающихся в мероприятиях детских технопарков "Кванториум" с удаленным использованием оборудования, средств обучения и воспитания, а также принимать участие в организуемых ими семинарах по демонстрации эффективного опыта реализации образовательных естественно-научной, технологической и иных направленностей среди иных общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Региональному координатору на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется обеспечивать работу по поддержке общеобразовательных организаций, показывающих низкие образовательные результаты с использованием инфраструктуры и кадрового обеспечения Центров "Точка роста" в различных форматах (совместная реализация образовательных программ, проведение обучающих мероприятий, семинаров, консультаций и пр.). Региональному оператору рекомендуется обеспечить формирование и утверждение единого комплексного плана мероприятий по организационно-методической поддержке инфраструктуры национального проекта "Образование", включающего мероприятия по поддержке Центров "Точка роста", функционирующих в субъекте Российской Федерации на учебный год и утверждение его органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, ежегодно не позднее начала учебного года. При проведении различных мероприятий, связанных с реализацией национального проекта "Образование", использованием соответствующей инфраструктуры, кадровых и финансовых ресурсов, рекомендуется обеспечивать их информационное сопровождение, в том числе в средствах массовой информации, социальных сетях, на сайтах образовательных организаций с использованием фирменной символики национального проекта "Образование". Федеральным оператором разрабатываются и направляются в адрес Региональных координаторов материалы по вопросам организационно-методической поддержки создания и функционирования Центров "Точка роста", содержащие в том числе рекомендации по формированию единых комплексных планов мероприятий по организационно-методической поддержке инфраструктуры национального проекта "Образование". Информацию о проводимых с участием Школьного Кванториума мероприятиях рекомендуется предоставлять в рамках ежеквартального мониторинга. 5. Финансовое обеспечение деятельности Центров "Точка роста" Финансовое обеспечение функционирования Центров "Точка роста" рекомендуется осуществлять в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемыми при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 г. N 235 и включающими в том числе: - оплату труда педагогических работников общеобразовательной организации, обеспечивающих функционирование Центров "Точка роста"; - приобретение достаточного объема основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса; - обеспечение текущей деятельности общеобразовательной организации по обеспечению образовательного процесса. При формировании бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на очередной год и плановый период рекомендуется предусматривать бюджетные ассигнования в объеме, необходимом для финансового обеспечения функционирования Центров "Точка роста", в том числе с учетом соответствующей индексации. При реализации мероприятий в целях создания и функционирования Центров "Точка роста" субъекту Российской Федерации рекомендуется обеспечивать соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. При осуществлении субъектами Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в целях создания Центров "Точка роста" за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации применяется национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Кроме того, при осуществлении закупок субъектами Российской Федерации рекомендуется учитывать: - положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения"; - положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (вместе с "Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования", "Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств"); - положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; - положения иных действующих документов, относящихся к организации закупочных процедур. 6. Заключительные положения Оперативное управление деятельностью Центра "Точка роста" осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно с учетом положений настоящих Рекомендаций. Региональному координатору рекомендуется обеспечивать предоставление необходимой отчетности о деятельности Центров "Точка роста" в сроки и по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации и (или) Федеральным оператором в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". С момента создания Центров "Точка роста" и далее в ежеквартальном режиме в соответствии со сроками периодического мониторинга реализации региональных проектов "Современная школа" в ГИИС "Электронный бюджет" региональному координатору рекомендуется предусматривать подготовку отчетов о результатах ежеквартального мониторинга показателей деятельности Центров "Точка роста", а также о реализации комплексного плана по формам, рекомендованным Федеральным оператором. Федеральный оператор обеспечивает подготовку рекомендаций по формированию информационно-аналитических материалов субъектов Российской Федерации о результатах ежеквартального мониторинга функционирования Центров "Точка роста". Рекомендации Федерального оператора включают разъяснения и инструкции по анализу результативности деятельности Центров "Точка роста" и расчету текущих значений показателей функционирования Центров "Точка роста".
Ссылки