Русский язык.pdf

Аннотация к рабочим программам по русскому языку
(5-8 класс) ФГОС ООО
Программы разработаны на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, Программы по
русскому языку 5-9 классы / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и
др.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015; Программа курса «Русский
язык» 5-9 классы./Л.В. Кибирева. – М.: «Русское слово», 2013.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. Русский язык:
учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Быстрова
Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. под ред. Е.А. Быстровой. – 4-е изд.М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. (ФГОС. Инновационная школа).
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. Русский язык:
учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Быстрова
Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. под ред. Е.А. Быстровой. – 4-е изд.М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. (ФГОС. Инновационная школа).
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. Русский язык:
учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Быстрова
Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. под ред. Е.А. Быстровой. – 4-е изд.М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (ФГОС. Инновационная школа).
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций
(Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкна, О.М. Александрова).- 4е изд.-М.: Просвещение, 2017. Русский язык. 8 класс: учебник для
общеобразовательных организаций (Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская,
А.Д. Дейкна, О.М. Александрова).- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2017.
ЦЕЛИ:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
• развитие и совершенствование способности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и
навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознав и навыков письменной речи;
• освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и
культуроведческой;
Учебный план МКОУ «Гимназия № 1» г. Кизилюрта предусматривает
обязательное изучение русского языка на уровне основного общего
образования: в 5 классах - 5 часов, в 6 классах - 5 часов, в 7 классах - 5 часа, в
8 классах - 4 часа, в 9 классах - 3 часа в неделю.

Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы
определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования.
• Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию.
• Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации). Владение разными видами чтения
(поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных
стилей и жанров.
• Способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях.
• Овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования.
• Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме).
• Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения.
• Применение приобретённых знаний, умений и навыков в
повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Представление об основных функциях языка; о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и
культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.

• Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом.
• Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официальноделовой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально - смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
• Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний.
• Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения.
• Проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный
анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка.

Аннотация к рабочим программам по русскому языку
(9 класс) ФК ГОС
Программы разработаны на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, Программы по
русскому языку 5-9 классы / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и
др.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015; Программа курса «Русский
язык» 5-9 классы./Л.В. Кибирева. – М.: «Русское слово», 2013.
Учебный план МКОУ «Гимназия № 1» предусматривает обязательное
изучение русского языка на уровне основного общего образования: в 9
классах - 3 часа в неделю.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразо-вательных организаций
(Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова).-4е изд.-М.: Просвещение, 2017. Типовые экзаменационные варианты. Под
редакцией И.П. Цыбулько.
ЦЕЛИ:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
• развитие и совершенствование способности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и
навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознав и навыков письменной речи;
• освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и
культуроведческой;
В результате изучения курса русского языка основной школы
выпускники осознáют русский язык как одну из основных национальнокультурных ценностей русского народа; поймут определяющую роль
родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, при получении образования (школьного, вузовского), в будущей
профессии, в процессе самообразования и социализации в обществе;
осмыслят коммуникативно-эстетические возможности родного языка.
Обучающиеся значительно продвинутся в овладении функциональной
грамотностью как способностью человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать
(способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
планировать и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию; способность извлекать информацию из
различных источников, перерабатывать, систематизировать информацию и

предъявлять ее разными способами; точно, правильно, логично и
выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме).
Ученики овладеют аудированием, чтением, говорением и письмом как
видами речевой деятельности; научатся пользоваться ими как средством
получения знаний по разным учебным предметам и как средством
коммуникативно-целесообразного взаимодействия с окружающими людьми
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Школьники получат возможность углубить и систематизировать
научные знания о системе родного языка и закономерностях еѐ
функционирования; освоить базовые понятия лингвистики и на их основе
научиться опознавать, анализировать, сопоставлять и оценивать языковые
факты; обогатить свой активный и потенциальный словарный запас,
расширить объем используемых в речи грамматических средств. Ученики
овладеют практическими умениями нормативного употребления языковых
единиц в речи для свободного выражения мыслей и чувств адекватно
ситуации и стилю общения, нормами речевого этикета. У школьников будет
воспитываться стремление к речевому самосовершенствованию, способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Изучение курса русского языка в основной школе будет способствовать
реализации задач воспитания школьников, формирования свойств духовно
развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и
самосовершенствоваться.
Достижение
указанных
целей
осуществляется
в
процессе
формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся основной школы на разных ее этапах (5-7, 8-9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике
как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского
литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; овладение умением пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, овладение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Аннотация к программе по русскому языку
(10-11 классы) ФК ГОС
Рабочая программа по русскому языку для X-XI классов создана на
основе федерального компонента государственного стандарта среднего
общего образования, Примерной программы среднего общего образования:
Программа Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».М.: Русское слово, 2008 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.,
Мищерина М.А Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 20172018г., в 2 ч. (базовый уровень).
Программа
к
учебнику
«Русский
язык.
10-11
классы»
предназначена для изучения русского языка в 10-11 классе на базовом
уровне и составлена из расчета на 2 часа в неделю (10 класс - 68 часов, 11
класс - 68часов).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского
языка, которые определены стандартом для базового уровня. Содержание
курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических
блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Поскольку рабочая программа ориентирована в основном на работу с
текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент
темы) будут носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением
материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые
особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные
средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и
навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать
функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в
соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и
пунктуационной грамотности.

Достижение
указанных
целей
осуществляется
в
процессе
совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой), культуроведческой компетенций.
Содержание основной образовательной программы по русскому языку
на базовом уровне
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь,
язык художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная
формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление
деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Содержание,
обеспечивающее
формирование
языковой
и
лингвистической (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный
язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их
использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных
разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры
русского и других народов.
Взаимообогащение
языков
как
результат
взаимодействия
национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

Материал для образовательных учреждений с родным (нерусским)
языком обучения
Русский язык в кругу языков народов России.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем
русского языка.
Особенности русского речевого этикета.
Перевод с родного языка на русский.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик
должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
проводить
лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки
устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития
готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной,
культурной
и
общественной
жизни
государства.
Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для осознания русского языка как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и
творческих
способностей,
навыков самостоятельной деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования
способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной,
культурной и общественной жизни государства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 87(234) 2-15-91

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».