Аннотация к рабочим программам по русскому языку (5-8 класс) ФГОС ООО Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, Программы по русскому языку 5-9 классы / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015; Программа курса «Русский язык» 5-9 классы./Л.В. Кибирева. – М.: «Русское слово», 2013. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК): Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. под ред. Е.А. Быстровой. – 4-е изд.М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. (ФГОС. Инновационная школа). Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. под ред. Е.А. Быстровой. – 4-е изд.М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. (ФГОС. Инновационная школа). Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. под ред. Е.А. Быстровой. – 4-е изд.М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (ФГОС. Инновационная школа). Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций (Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкна, О.М. Александрова).- 4е изд.-М.: Просвещение, 2017. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций (Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкна, О.М. Александрова).- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2017. ЦЕЛИ: • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; • овладение умениями опознав и навыков письменной речи; • освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой; Учебный план МКОУ «Гимназия № 1» г. Кизилюрта предусматривает обязательное изучение русского языка на уровне основного общего образования: в 5 классах - 5 часов, в 6 классах - 5 часов, в 7 классах - 5 часа, в 8 классах - 4 часа, в 9 классах - 3 часа в неделю. Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. • Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. • Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации). Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров. • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. • Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). • Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. • Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. • Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. • Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально - смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи. • Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. • Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения. • Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. Аннотация к рабочим программам по русскому языку (9 класс) ФК ГОС Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, Программы по русскому языку 5-9 классы / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015; Программа курса «Русский язык» 5-9 классы./Л.В. Кибирева. – М.: «Русское слово», 2013. Учебный план МКОУ «Гимназия № 1» предусматривает обязательное изучение русского языка на уровне основного общего образования: в 9 классах - 3 часа в неделю. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК): Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразо-вательных организаций (Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова).-4е изд.-М.: Просвещение, 2017. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П. Цыбулько. ЦЕЛИ: • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; • овладение умениями опознав и навыков письменной речи; • освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой; В результате изучения курса русского языка основной школы выпускники осознáют русский язык как одну из основных национальнокультурных ценностей русского народа; поймут определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования (школьного, вузовского), в будущей профессии, в процессе самообразования и социализации в обществе; осмыслят коммуникативно-эстетические возможности родного языка. Обучающиеся значительно продвинутся в овладении функциональной грамотностью как способностью человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать (способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; способность извлекать информацию из различных источников, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме). Ученики овладеют аудированием, чтением, говорением и письмом как видами речевой деятельности; научатся пользоваться ими как средством получения знаний по разным учебным предметам и как средством коммуникативно-целесообразного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Школьники получат возможность углубить и систематизировать научные знания о системе родного языка и закономерностях еѐ функционирования; освоить базовые понятия лингвистики и на их основе научиться опознавать, анализировать, сопоставлять и оценивать языковые факты; обогатить свой активный и потенциальный словарный запас, расширить объем используемых в речи грамматических средств. Ученики овладеют практическими умениями нормативного употребления языковых единиц в речи для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения, нормами речевого этикета. У школьников будет воспитываться стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Изучение курса русского языка в основной школе будет способствовать реализации задач воспитания школьников, формирования свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и самосовершенствоваться. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-7, 8-9 классы). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; овладение умением пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Аннотация к программе по русскому языку (10-11 классы) ФК ГОС Рабочая программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования: Программа Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».М.: Русское слово, 2008 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин., Мищерина М.А Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 20172018г., в 2 ч. (базовый уровень). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» предназначена для изучения русского языка в 10-11 классе на базовом уровне и составлена из расчета на 2 часа в неделю (10 класс - 68 часов, 11 класс - 68часов). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. Поскольку рабочая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д. Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: - воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; - развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; - освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; - овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Содержание основной образовательной программы по русскому языку на базовом уровне Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. Материал для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения Русский язык в кругу языков народов России. Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. Особенности русского речевого этикета. Перевод с родного языка на русский. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен знать/понимать: - связь языка и истории, культуры русского и других народов; - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения; уметь: - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение - использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; - увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; - самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.