Аннотация по дагестанской литературе 5 – 11 классы. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются над предметными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узко предметность в отборе 1содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. Изучение родной литературы в направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования родного литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи изучения литературы связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы: формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной и дагестанской литературы; обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным произведениям литературы народов Дагестана; формирование умений сопоставлять произведения дагестанской и родной литератур, находить сходные темы, проблемы, идеи, выявлять в них национальные и культурные различия; формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико- эстетический компонент искусства; формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству; формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Филология» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Специфика учебного предмета «Родная литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5–8 классах строится на основе сочетания тематикохронологического принципа, а в 9–11 классах изучается линейный курс на 3историко-хронологической основе. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения родной и дагестанской литератур, поднимающих вечные вопросы добра, зла, великодушия, роли и значения книги в жизни писателя и читателя и т. д. Рабочая программа составлена на основе Программы «Дагестанская литература» для 5-11 классов. Махачкала «Издательство НИИ педагогики» 1999 г. и обеспечена УМК: 5 класс: 1. Литература народов Дагестана: Учебник-хрестоматия для 5 класса. – Изд. 3-е доп. и испр./Авт.-сост. Г. Г. Гашаров, Х. М. Хайбуллаева. – Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2015 г., 2. Методика преподавания литературы./Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 2005 г. 6 класс: 1. М.-Р.У. Усахов. Литература народов Дагестана: Учебникхрестоматия для 6 класса. Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2005. 2. Методика преподавания литературы./Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 2005 г. 7 класс: 1. Р.М. Кельбеханов, М.Х. Гаджиахмедова: Лите-ратура народов Дагестана: Учебное пособие – хрестоматия для 7 кл. Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2015. 8 класс: 1. С.Х. Ахмедов, Х.М. Хайбулаева: Литература народов Дагестана: Учебное пособие – хресто-матия для 8 кл. Махачкала: ООО «Издательство 9 класс: 1. М.-Р.У. Усахов, Г.Г. Гашаров. Литература наро-дов Дагестана. Учебник – хрестоматия для 9 класса. Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики» 2006 г. 10 класс: 1. З.А .Магомедов, С.М. Хайбулаев, Х.М. Хали-лов. Литература народов Дагестана. Учебник – хрестоматия. 10 класс. Махачкала ООО «Идательство НИИ педагогики» 2006 г 11 класс: 1. З.А.Магомедов, С.М.Хайбулаев, Х.М.Халилов. Литература народов Дагестана. Учебник – хре-стоматия 11 класс. Махачкала ООО «Издатель-ство НИИ педагогики» 2006 г В курсе представлены следующие разделы: 1. Устное народное творчество. 2. Литература средних веков. 3. Литература 19 в. 4. Литература первой половины 20 в. 5. Литература второй половины 20 в. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе курса. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Устное народное творчество. Выпускник научится: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о национальном характере; видеть черты национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»; пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы; выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Выпускник получит возможность научиться: сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).