Литература 5-11 кл.pdf

Аннотация к рабочим программам по литературе
(5-8 класс) ФГОС ООО
Программы разработаны на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, Программы по
литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников для учащихся 5-9
классов под редакцией Г.С. Меркина. Литература. Русское слово. М.; для
учащихся 8-9 классов под редакцией В.Я.Коровиной / В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.: Просвещение.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
5 класс — 102 часа (3 часа в неделю)
6 класс — 102 часа (3 часа в неделю)
7 класс — 68 часов (2 часа в неделю)
8 класс — 68 часов (2 часа в неделю)
ЦЕЛИ:
-формирование
духовно
развитой
личности,
обладающей
гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и
мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства
художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и
создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по
поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её,
осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
- использование опыта общения с произведениями художественной
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
ЗАДАЧИ:
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; овладение способами
правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и
учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
-овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному,
сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы,

повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и
диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
-научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном
герое, характеристике героя;
-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
-способами свободного владения письменной речью;
-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Программы для 5-8 классов обеспечивают достижение выпускниками
основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных
интересов.
Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей.
Развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы
народов России и зарубежной литературы.
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания.
Умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений.
Определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы
и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов.
Формулирование собственного отношения к произведениям
литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях)
изученных литературных произведений, понимание авторской позиции и
своё отношение к ней;
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.
Понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства;
эстетическое
восприятие
произведений
литературы;
формирование эстетического вкуса.
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных
языковых
средств
в
создании
художественных образов литературных произведений.

Аннотация к рабочим программам по литературе
(9 класс) ФК ГОС
Программы разработаны на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, Программы по
литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников для учащихся 5-9
классов под редакцией Г.С. Меркина. Литература. Русское слово. М.; для
учащихся 8-9 классов под редакцией В.Я.Коровиной / В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.: Просвещение.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
9 класс — 102 часа (3 часа в неделю)
Цели обучения
-воспитание
духовно
развитой
личности,
формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование
начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений
с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-авторов и содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова,
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.
-изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы
и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения; давать характеристику героев,
-характеризовать
особенности
сюжета,
композиции,
роль
изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их
героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным)
языком обучения);
-использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую
тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных
произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении
и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы
Интернета).

Аннотация
к рабочей программе по литературе
(10 класс) ФК ГОС
Программа по литературе для 10 класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего общего
образования на базовом уровне и примерной программы среднего общего
образования по литературе. – М.: Просвещение, авторской программы
Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных
учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.:
Просвещение. Данный вариант программы обеспечен учебником для
общеобразовательных школ:
Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2
частях. М.: Просвещение, 2018.
Данная программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая
программа соответствует учебному плану школы на 2018-2019уч. год.
Целями изучения литературы в 10 классе являются
следующие:
- воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование
начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях
конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных
задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики
должны:
- сформировать представление о художественной литературе как
искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более
глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и
доказательной оценке художественных произведений и их выбору для
самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой
культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию
гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой
реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в
осознании окружающего мира.
Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная
программа предусматривает как формирование умений аналитического
характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения
и творческой деятельностью самого ученика.
В десятом классе ученик знакомится с курсом на историколитературной основе.
Структура курса старших классов отличается от структуры всех
предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю
литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует
панорамную картину литературного процесса.
В десятом классе представлена русская литература XIX века. Это
яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие
русской литературной критики.
Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает
обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это
различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение,
обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений,
выразительному чтению и др.
Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам
теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к
вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое
изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно
обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого
произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться
постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна
теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного
произведения более содержательным.
В десятом классе формируется общее представление об историколитературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с
процессом историческим, что предполагает более серьезное представление
об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль
писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в
литературном
процессе,
осуществляется
интенсивное
овладение
разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто
готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

В центре анализа — литературный процесс в XIX веке. Автор и
художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение:
овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историколитературным процессом: литературные направления, литературные школы,
традиции и новаторство в литературе и др.
Естественно, что на каждом из этапов литературного образования
предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется
при параллельном изучении литературы, искусства и истории.
Более глубокому и адекватному восприятию произведений
способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших
отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента
авторской концепции.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и
монографические темы, сочетание которых помогает представить логику
развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с
литературными направлениями, литературными группами и их борьбой,
поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и
творчества писателя. Но главная их составная часть — текст
художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье
над ним — основа литературного образования
Предпочтительными формами контроля являются творческие и
контрольные работы.

Аннотация к рабочей программе по литературе
(11 класс) ФК ГОС
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, на основе
Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, авторской программы по литературе Ю.В. Лебедева (М.:
Просвещение, 2016) , образовательной программы и учебного плана МКОУ
«Гимназия№1», федерального перечня учебников на 2018-2019 уч.год и
положения о рабочей программе МКОУ «Гимназия№1».
Данная программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю). Данный
вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:
Русская литература, 20 век, 1 ч. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О.,
Чалмаев В.А. и др. (под ред. Журавлѐва В.П.). Просвещение, 2018 г.
Программа построена с учётом принципов системности, научности,
доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной
компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической
направленности, учитывает возрастную психологию учащихся; сохраняет
единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности
для реализации.
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания
авторской
позиции,
исторической
и
эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве
содержания и формы, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об
историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным
(нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует
решению специфических задач:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение
эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и
русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы
произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и
национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском
языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным
языком, его изобразительно-выразительными средствами.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX
вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять
его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и
культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные"
темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных
жанров на литературные темы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 87(234) 2-15-91

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».