МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Анализ воспитательной работы МБОУ «СОШ№8 города Кизилюрт за 2021-2022 год. Цели анализа: - выявить степень реализации поставленных перед школой задач за 2021-2022 учебный год; - наметить план воспитательной работы на новый 2022-2023 учебный год. Предмет анализа: воспитательная работа МБОУ СОШ №8 г. Кизилюрт. Анализ воспитательной работы школы проводился по следующим направлениям: 1. Работа методического объединения классных руководителей; 2. Система воспитательной работы по модулям: 1. Ключевые общешкольные дела. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Школьный урок. Внеурочная деятельность. Классное руководство. Профилактика социально -негативных явлений. Работа Школьного самоуправления Работа с родителями Я гражданин. Цель воспитательной работы: создание условий, способствующих формированию полноценной и всесторонне развитой личности с устойчивым нравственным поведением, мотивированной на активную реализацию творческих и умственных способностей на основе принципов самоуправления. ЗАДАЧИ: • Сформировать у детей гражданско-патриотическое сознание, духовно нравственных ценностей гражданина России; • Совершенствовать оздоровительную работу с учащимися, прививая навыки здорового образа жизни; • Развивать коммуникативные навыки и сформировать методы бесконфликтного общения; • Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности, активизировать ученическое самоуправление, создать условие для развития общешкольного коллектива; • Создавать условий для успешного перехода на ФГОС второго поколения; Для достижения этой цели, педагогический процесс строился с учётом совместной деятельности ребенка и педагога. Учебная и воспитательная деятельность была основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. . Основаниями для осуществления воспитательной деятельности в школе являются следующие основные нормативно-правовые документы: • Конвенция о правах ребенка; • Конституция Российской Федерации; • • • Закон Российской Федерации от 29.12.2012г № №273-Ф3 «Об образовании»; Федеральное законодательство «Об охране здоровья школьников», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", • Устав МБОУ СОШ №8 г. Кизилюрт • Локальные акты МБОУ СОШ №8 г. Кизилюрт Подводя итоги воспитательной работы за 2021-2022 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи. Воспитательный процесс в школе осуществляют: 63 классных руководителей, заместитель директора по ВР, психолог, инспектор, социальный педагог. Воспитательная работа в школе в течение года проводилась по модулям: 1. Сентябрь - Девиз месяца «Здравствуй, школа!» «Внимание, дети!»; 2. Октябрь - Девиз месяца “Природа и человек” 3. Ноябрь - Девиз месяца «Наши традиции» 4. Декабрь - Девиз месяца «Гражданского воспитания », «Новый год у ворот!» 5. Январь - Февраль - Девиз месяца «Человек и профессия» 6. Февраль - Девиз месяца “ Мы - патриоты! ” 7. Март - Девиз месяца « Человек и закон» 8. Апрель - Девиз месяца «В здоровом теле - здоровый дух» 9. Май - Девиз месяца «Наши итоги» Работа методического объединения классных руководителей Классные руководители - самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в 00. Методическая работа с классными руководителями проводилась через ШМО классных руководителей (Цислицкая Н.П.), консультации, педагогические советы, на которых рассматривались методические вопросы, вносились коррективы в планы воспитательной работы, информация для классных руководителей. Теоретические и практические вопросы воспитания рассматривались на педагогических советах, МО классных руководителей. Методическое объединение классных руководителей состояло из 63 классных руководителей и заместителя директора по ВР. Главная цель методического объединения • «Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей» ЗАДАЧИ: • Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы школы; • Стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической работы и готовности к инновационной деятельности учителя; • Повышение творческого роста педагогов с учетом их индивидуальных запросов; • Оказание практической помощи педагогам в организации воспитательной работы; • Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную деятельность. Работа МО велась планомерно, строилась с учетом реализации школьных проблем, достижений педагогики и психологии, инновационных технологий. Всю свою работу МО 2 организовало в форме совещаний, открытых внеклассных мероприятий. В течение года были проведены совещания МО: 1. Качественная организация и реализация основных целей и задач воспитательного плана. Организация воспитательной работы на 2021 - 2022 учебный год. 2. Психолого-педагогическая помощь классным руководителям 1-х; 5-х классов для успешного взаимодействия с ребенком и семьей (ноябрь). 3. Анализ воспитательной работы за первое полугодие. 4. Подведение итогов работы ШМО классных руководителей. Поставленные задачи решались через проведение внеклассных мероприятий. Многие классные руководители проводили воспитательные мероприятия в активной форме, и обогащали кругозор школьников, сплачивали коллективы детей, развивали творческие способности, способствовали интеллектуальному развитию. В ходе работы классных руководителей проявились хорошие коммуникативные и организаторские способности, показали умение ориентироваться и использовать новые технологии. Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач. Классные руководители работают над занятостью учащихся во внеурочное время, многие учащихся посещают кружки и спортивные секции. Организовывают внеклассные мероприятия; проводят профилактическую работу с учащимися и родителям. Активное участие в работе МО классных руководителей принимали: Раджабова Ш.А.; Маштаева А.А.; Османова Д.О.; Бочарова О.А.; Гаджиева А.М.. Педагоги организовывали деловые игры, консультации, открытые тематические уроки, коллективные творческие дела. Вывод: Проанализировав работу методического объединения за 2021-2022 учебный год ШМО классных руководителей приняли следующие решения: -считать работу методического объединения классных руководителей удовлетворительной; Рекомендации: • в течение учебного года классным руководителям обмениваться методами и приемами работы с классным коллективом через семинары, совещания; • составить в новом учебном году график взаимопосещения классных воспитательных мероприятий, открытых мероприятий воспитательного характера; • уделять больше внимания применению классными руководителями школы различных воспитательных технологий; • способствовать расширению взаимодействия семьи и школы; • способствовать реализации принципа преемственного подхода в воспитании между начальной и старшей школой. • создать общешкольную методическую копилку разработок классных часов и внеклассных мероприятий классных руководителей; • провести школьный конкурс методических разработок классных часов и внеклассных мероприятий. Классным руководителям также рекомендовано разнообразить формы проведения мероприятий и использовать в большей степени активные формы. Проводить индивидуальные и групповые исследования особенностей детей, выявлять проблемы в классе и планировать пути решения этих проблем. Активнее участвовать в конкурсах. Система воспитательной работы в школе по направлениям: В школе традиционно сохраняется система дел, которые носят общешкольный характер. Они занимают важное место в структуре школьной жизни, укрепляют традиции, несут дополнительную информацию, расширяют кругозор учащихся, развивают творческие и интеллектуальные способности, формируют активную жизненную позицию. Одной из лучших форм для сплочения классного, школьного коллектива является проведение коллективных творческих мероприятий. В течение года проведено 11 творческих дел, которые охватывали весь ученический и педагогический коллектив: • День знаний • День учителя • День здоровья • День героя России • День народов Дагестана • • 100 -летие образования ДАССР Новогодний калейдоскоп • Спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества • Международный женский день • День Победы, акция «Парад победителей! Акция «Георгиевская ленточка»» Проводимые общешкольные мероприятия в форме КТД можно считать выполненными, в определенной степени все звенья были задействованы - примерно процент занятости составил 90%. 10% -этот результат можно объяснить недостаточным уровнем подготовки детей и неуверенностью в своих силах и пассивно относящиеся к жизни школы. Но можно отметить и пассивное участие в некоторых мероприятиях отдельных классов, а это недоработка классных руководителей. В реализации воспитательной работы школы и классного коллектива есть проблема, поступает большое количество рекомендуемых мероприятий, не включенных в городской и общешкольный планы, что не позволяет в полной мере реализовать все запланированное на учебный год. - Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся, на ориентацию подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирования ценностного отношения к Родине, ее историческому прошлому, уважению к историко- культурному наследию родного края и страны в целом. Этому способствовали проведение, прежде всего, тематических классных часов, мероприятий, уроков мужества: День пожилого человека, День матери, линейка памяти героев России, вахты памяти у памятников героям ВОВ и т.д. Ряд мероприятий были посвящены 76-летию Победы в ВОВ: 1. Классные часы: «Холокост - память и предупреждение»; «Блокадный Ленинград»; «День Победы»; 2. Урок мужества «Детство растоптанное войной». 3. Акции: «Бессмертный полк»; «Поем о войне»; «Сад памяти»; «Спасибо за Победу»; «Георгиевская ленточка»; «Мы говорим стихами о войне»; «Открытка ветерану»; «Окна победы»; «Письмо ветерану». 4. В школьном конкурсе чтецов «Служу России», приняли участие учащиеся 1-4классов. 5. Отряд юнармейцев в конкурсе «Зарница» занял 1 место. Повышению гражданской ответственности у учащихся способствовали мероприятия, посвященные Дню молодого избирателя, направленные на формирование у молодых людей гражданской ответственности, повышение уровня информированности избирателей о выборах их правовой и электоральной культуре. Инспектор ПДН Омаров Ш.М. встречался с учащимися 7-8, 9-11-х классов. Познакомил с особенностями наступления административной, гражданской и уголовной ответственности для несовершеннолетних. - Гражданское самосознание невозможно без будущего самоопределения. В прошедшем году вопросам профориентации уделялось большое внимание. В течение года проводились классные часы, тематические уроки, родительские собрания, проводимые совместно с детьми «Моя будущая профессия». Классные руководители по данному вопросу вели активную работу. Большое внимание в прошедшем учебном году уделялось противодействию терроризма: В сентябре и в октябре месяце в школе были проведены общешкольные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом; классные часы, линейка, фотовыставка, конкурс рисунков, акция «Дерево мира». Правовому воспитание школьников способствовали мероприятия, посвященные Дню конституции России и Дагестана. В становлении личности учащихся школа большую роль отводит духовно нравственному и эстетическому воспитанию, которое способствует духовному Формированию личности развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение года проведены классные часы, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, тематические мероприятия нравственной направленности: поздравление с Днем Учителя, с Днём пожилого человека, с Днем матери, проведение тематических часов по духовному и нравственному воспитанию. В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относятся: мероприятие, посвященное Дню учителя, праздник «Осенний бал», Новогодний калейдоскоп, праздник Последнего звонка, Выпускные вечера. В рамках духово-нравственного воспитания были неоднократно организованы встречи с представителями общественных организаций, социальных служб, религиозных конфессий. 1. В течение года в рамках мероприятий по антинаркотическому воспитанию подростков в МКОУ СОШ №8 с учениками 9-11 классов проведены уроки трезвости с приглашением Зубаирова А.А. 2. Флешмоб «Мы против наркотиков» 3. Веселые старты 4. Конкурс плакатов 5. Акция раздача листовок «Нет наркотикам» В ноябре в рамках программы «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве» проведены классные часы о толерантности, торжественная линейка посвященная «Дню народного единства». В декабре проведены беседы с учащимися старших классов, о последствиях употребления и распространения наркотических и психотропных веществ. Беседу провел Гусейнов Р.З.- руководитель отдела просвещения по городу Кизилюрт и Кизилюртовскому району при муфтияте РД. Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию осуществлялась и педагогом- библиотекарем Абасовой П.Р.. Традиционно в школьной библиотеке проводится «Неделю детской книги», задачей которой является расширять кругозор, прививать любовь к чтению, к книгам, повысить библиотечно-библиографическую грамотность. Кроме того, Абасова М.Р. в течение года проводила библиотечные уроки, организовывала выставки и обзоры книг по различной тематике, в том числе и по духовно нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. В 4-х классах прошли библиотечные уроки «Пионеры герои». Мероприятие было приурочено к 76-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг. По-прежнему настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу, к людям, неумение вести себя в общественных местах, бережно относиться к собственности, школьному имуществу. В прошедшем году имели место случаи ссор в классном коллективе, между учащимися, порчи школьного имущества. Работа по профилактике подобных эксцессов является приоритетом в следующем году. Вывод: Для развития нравственных чувств, убеждений, этического сознания необходимо, продолжить сохранение традиций школы, активнее внедрять новые формы и методы работы с обучающимися и их семьями. Продолжить работу по профилактике подобных эксцессов, привлекая педагогов- психологов, социального педагога для решения проблем в классном коллективе. Здороье сберегающее направление: Сохранение здоровья учащихся является предметом пристального внимания всего коллектива школы. Вопросы здоровья сбережения рассматривались на МО классных руководителей, родительских собраниях, совещаниях при зам. директора по ВР. Работа строилась в тесном контакте классных руководителей, совета Старшеклассников, учителей физкультуры, преподавателя ОБЖ, школьного врача. В прошедшем учебном году физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе велась на основании плана проведения спортивных соревнований по городу Кизилюрт на 2020-2021 учебный год, плана-календаря спортивно-массовых и физкультурнооздоровительных мероприятий в школе на учебный год. Наблюдается положительная динамика роста спортивных достижений учащихся в таких видах спорта как: футбол, легкая атлетика, волейбол, национальные виды спорта. В школе проводились соревнования по мини - футболу. В рамках пропаганды здорового образа жизни и популяризации спорта были проведены такие мероприятия как: «День здоровья»; «Веселые старты» среди учащихся 1-4 классов. В конце декабря прошел шахматный турнир. Ученики 2-3 классов соревновались за звание "Самый лучший шахматист школы". - учителя физической культуры) Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия включали в себя участие детей в районных, городских соревнованиях. В течение всего учебного года было организовано горячее питание учащихся, обеспечивался оптимальный температурный режим в помещениях, осуществлялся контроль за состоянием техники безопасности, противопожарной безопасности, соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Планы и программы воспитательной работы с классом классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни. Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголя, табакокурения, частых заболеваний учащихся, детского травматизма в школе, на дорогах. Комплекс профилактических бесед по здоровому образу жизни, проведенные социальными педагогами с учащимися и родительской общественностью, были направлены на привитие здорового образа жизни. В сентябре в школе традиционно проходил Месячник безопасности, направленный на создание безопасных условий пребывания учащихся в образовательном учреждении, а также с целью обучения участников образовательного процесса поведению во время экстремальных ситуаций. С учащимися были проведены инструктажи по ТБ, проведена учебная тренировка эвакуации. Вывод: просветительско-оздоровительная работа школы позволяет школьникам выбрать ту форму организации оздоровительной деятельности, которая способствует раскрытию спортивных талантов и возможностей. Экологическое воспитание продолжает оставаться актуальным в работе школы. Цель данного направления является в повышении уровня культуры личности, развитие чувства полезности обществу. В рамках этого направления были организованы следующие мероприятия: На протяжении учебного года с учащимися была проведена работа по экологическому воспитанию-это тематические классные часы об охране окружающей среды; конкурсы исследовательских работ по экологии» мероприятие «День птиц»; турнир «Знатоков природы». Также классными руководителями вместе с детьми велась работа на пришкольных участках с высадкой растений. Большая экологическая работа проводится в начальном звене. Учителя начальных классов проводят с детьми беседы, викторины, конкурсы поделок из природного материала, кормушек, «Птицы наши друзья», «Берегите природу» и т.п.. Школьники участвуют в различных экологических проектах. Вывод: Проводимая работа школы по этому направлению способствует воспитанию экологической культуры учащихся, воспитанию чувства единства с природой, любви ко всему живому, к родному краю. Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, социально- опасных явлений одно из направлений деятельности в школе. Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задачи, по формированию нравственных качеств обучающихся, в целях предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних в школе осуществлялась следующая работа: - Диагностическая работа: изучение детей и семей; составление психолого педагогических карт на обучающихся; наблюдение за адаптацией школьников 1 -х , 5-х, 10 х классов; составление социальных паспортов обучающихся, класса, школы и т. п. - Один раз в месяц заседание Совета профилактики (рассматривались вопросы нарушения Устава школы обучающимися, постановка на ВШУ и снятие с учета, отчеты кл. руководителей по работе с «трудными детьми»); - Работа с родителями: педагогическое просвещение на классных и общешкольных родительских собраниях; консультации; изучение семьи через беседы, посещение на дому, составление акта обследования жилищно-бытовых условий (по ситуации). - Работа с педагогами: учебно-просветительская работа на заседаниях методического объединения классных руководителей; на совещаниях при заместителе директора по учебновоспитательной работе; отчёт при заместителе директора по ВР по различным вопросам: система индивидуально - профилактической работы с обучающимися, система работы с семьей, ежеквартальные отчеты по проведению профилактической работе с классом, ранняя профилактика негативных проявлений в поведении обучающихся. - Работа с обучающимися: профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей является приоритетной в воспитательной работе школы. Согласно плану воспитательной работы в школе были проведены мероприятия профилактической направленности, которые предусматривали проведение классных часов, бесед, просмотр видеофильмов, конкурс рисунков, психологические тренинги с детьми склонными к неадекватному поведению. - Совместная работа школы, семьи и общественности (совместная работа органами исполнительной власти, Советом профилактики, комиссией КДН администрации ~ .Zi л \ . органами опеки и попечительства). - По запросам родителей и классных руководителей педагогом-психологом проводилась диагностическая и консультативная работа с данной категорией детей и подростков. Диагностические исследования проводились для выявления причин нарушения в развитии, и по результатам диагностики вырабатывались рекомендации для родителей и классных руководителей. В течение года психологом оказывалась помощь классным руководителям в написании характеристик для посещения обучающимися врачейспециалистов, психолого-медико-педагогической комиссии. - На протяжении всего учебного года отслеживалась занятость учащихся, состоящих на различного вида учетах. - В течение года организовывались встречи с участковым уполномоченным по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и индивидуальные беседы с отдельными учащимися. - В течение года подростки привлекались к проведению общешкольных мероприятий. На начало учебного года на ВШУ состояло 5 чел. В ноябре месяца в «группу риска» были включены 2 человека. Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности в школе ведется строгий контроль посещаемости занятий учащимися школы. Школьники пропускают занятия по 2 причинам - это болезнь (подтверждение - справка) и уважительная причина (подтверждение - заявление или объяснительная родителей). Проведены беседы: «Опасные шутки», «Твои гражданские права» (4 кл), «Правила поведения на осенних каникулах», «Что такое воровство?» (2 кл); «Кризисное поведение у подростков», «Правонарушение - отвечай» (5,6 кл); «Проблема правонарушений среди подростков», «Путешествие в мир прав и обязанностей», «Твои поступки», « Берегись белой тучи» (8,7 кл). Воспитательные часы: «Добро и зло: причины наших поступков», «Семья и семейные ценности» (9,10 кл); «Позитивные и негативные эмоции, их влияние на здоровье. Составление правил бесконфликтного общения», «Соблюдай правила и законы ДНР. Уважай честь других людей» (4 кл); «Права и обязанности», «Моя безопасность» (2 кл); «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков» (3 кл); «Имею право на...», «Учись властвовать собой» (5,6 кл); «Как не стать жертвой преступления», «Преступление и наказание» (7,8 кл). Составлены акты социально-бытовых условий проживания обучающихся льготной категории и вновь прибывших учеников. По итогам проведенной работы - семей, находящихся в социально опасном положении в школе нет. Проведен Месячник правовых знаний (ноябрь, апрель). Выводы: В целом работа по профилактике построена на удовлетворительном уровне. Следует отметить, что в работе остается проблема, связанная с нежеланием родителей прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, поддерживать связь со школой. С их стороны не хватает взаимопонимания, помощи и поддержки. Социальное направление направлено на воспитание у подростков положительного отношения к труду, стремления приносить общественную пользу, формированию ответственности, исполнительности, чувства долга способствовали экологические десанты, уборка школьной территории. В 1- 2-х классах проводились беседы: «Твои обязанности по дому, в школе», «Мамины помощники» и другие. В классе были распределены обязанности учащихся. Ученики привлекаются к значимым для школы трудовым делам: это дежурство классов по школе и столовой, уборка классных комнат и других школьных помещений, совместная с родителями помощь в подготовке классов к новому учебному году. Огромное значение в социализации детей имеют трудовые дела в весеннее - летний период. Осенью этого года проведена большая работа на пришкольных клумбах, мы продолжили оформление цветника, высадили несколько видов многолетних и однолетних цветов. Учащиеся средних классов по графику примут участие в работе на пришкольном участке по обработке цветочных клумб. Профориентационная работа в школе направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения участников образовательного процесса и является одной из ведущих линий развития в городской и государственной политике при работе с молодёжью. Цели профориентационной работы: - оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. В течение года постоянно обновлялся стенд «Куда пойти учиться». Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. На родительских собраниях, во время индивидуальных консультаций классные руководители поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда. Профориентационная работа с учащимися в школе осуществляется по следующим направлениям: 1.Диагностика. Проводилось анкетирование учащихся на предмет выявления интересов, профессий, пользующихся спросом у учащихся. Был организован социологический опрос учащихся 9-х классов 2. Для учащихся 9,11 классов была организована встречи с представителями различных профессий 3. Проведение мероприятий: единых дней профориентации, классных часов, бесед, диспутов, круглых столов. «Урок успеха: моя будущая профессия», 4. Ролевые игры. День самоуправления в октябре месяце, посвящённый Дню учителя, во время которого обучающиеся 11 -х классов получили возможность побывать в роли учителя, директора школы, заместителя директора. Данное мероприятие является традиционным и всегда получает положительные отзывы учащихся. 5. Внеклассная и внеурочная деятельность кружок «Информационная подготовка к выбору профессии» в 2020-21 учебном году посещали 15 обучающихся 9-х- 11 классов. Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся по окончании основной школы. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. На занятиях были рассмотрены секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Вывод: В школе ведется целенаправленная работа по привитию трудовых навыков и умений, по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества. План профориентационной работы реализуется на среднем уровне с привлечением специалистов и родителей. Расширять спектр участия. Работа Школьного самоуправления Воспитательный процесс осуществляется и через систему детского самоуправления, задачи которого призваны решать сплочение детского коллектива, повышение общекультурного уровня, развитие творческих начал, социальное становление личности. Ученическое самоуправление в школе осуществляется Советом старшеклассников. Члены Совета старшеклассников являются инициаторами и организаторами проведения вечеров, смотров, конкурсов, профилактической работы, дежурства по школе. Президент клуба старшеклассников принимал участие в работе СП, взяв в первом полугодии под свой контроль учащихся группы риска. . Ребята активно принимают участие в различных мероприятиях, организуют акции патриотической, духовно-нравственной и экологической направленности. Старшие школьники проводят тематические беседы в начальных классах. Стараются совершенствовать лидерские качества, пополнить багаж знаний новыми идеями, игровой деятельностью помогает участие детей в районных слетах детских общественных организаций. Во время этой работы подростки правильно могут оценить свои возможности, сотрудничают со сверстниками и взрослыми партнерами, здесь они получают хорошие организаторские навыки, которые в дальнейшем могут сыграть огромную роль при выборе профессии. Активную военно-патриотическую деятельность осуществляет юнармейский отряд «Юность». Представители отряда на протяжении учебного года приняли участие во всех вахтах памяти, и во всех мероприятиях школы. Вывод: Анализ деятельности ученического самоуправления школы показал, что наряду с большим охватом выполненных работ за прошедший года наблюдается спад общественной активности учащихся. Выявленные причины: занятость старшеклассников во внеурочное время; существует категория учащихся, которая пассивно относится к жизни класса и школыих трудно вовлечь в деятельность ученического самоуправления. Рекомендации: 1. Организовать систематическую работу Клуба старшеклассников. 2. Активу клуба составлять план мероприятий на четверть, последующим отчетом о проделанной работе. 3. Привлекать к организации общешкольных линеек. Работа с родителями. В школе проводилось педагогическое просвещение родителей согласно плану родительского всеобуча. Большое внимание уделялось работе с родителями, имеющей целью взаимозаинтересованное сотрудничество школы и семьи в процессе воспитания детей. Основными видами родительского всеобуча являются родительские собрания, как классные, так и общешкольные. Классные родительские собрания проводились по плану классных руководителей (1 раз в четверть и по необходимости). Кроме родительских собраний в школе проводились индивидуальные консультации для родителей учителями предметниками, администрацией школы, педагогами- психологами. Учителя-предметники знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами, программами, методикой, своими требованиями. Такие выступления позволили избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе. Педагогом -психологом школы даются рекомендации родителям по вопросам: - проблемы адаптации к школе учащихся 1,5,10 классов - проблемы подросткового возраста - об особенностях подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, особенности выбора профессии. В течение года проводились групповые (занятия с классом) и индивидуальные консультации для учащихся школы и их родителей. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач. Классные руководители привлекали родителей к различным видам деятельности: помогали проводить родительские собрания, участвовали в классных и общешкольных праздниках, творческих делах, экскурсиях и т.д.. В каждом классе действовал родительский комитет, члены которого оказываю помощь классному руководителю в организационных вопросах. С родителями детей, требующих постоянного внимания, осуществлялось непрерывное взаимодействие при непосредственном участии классных руководителей. Особое место в воспитательном процессе занимала работа с детьми, воспитывающимися в опекаемой семье. Постоянно велось наблюдение за процессом социализации детей, относящихся к категориям опекаемых. Выводы: Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано не мало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать: 1. Уровень посещаемости родительских собраний (в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость). 2. Необходимость активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями. Рекомендации: 1. Привлекать к работе СП представителей родительского комитета школы. 2. По итогам четверти проводить общешкольные родительские собрания, с целью ознакомления с итогами четверти и результатами участия учащихся во внеклассных мероприятиях. Общие выводы об итогах воспитательной работы в МБОУ №СОШ№8» города Кизилюрт и задачи на следующий учебный год: Исходя из анализа воспитательной работы, можно отметить, что план воспитательной работы и поставленные задачи в 2021-2022 учебном году можно считать реализованными. Работу школы в этом направлении признать удовлетворительной. На основе тех проблем, которые проявились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год: 1. Совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах; 2. Активизировать работу классных коллективов по проведению школьных мероприятий от разработки до подведения итогов; 3. Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни; 4. Усилить работу по предупреждению правонарушений, преступлений несовершеннолетними, привлекать к данной работе различных специалистов органов профилактики и безнадзорности н/летних, педагогов-психологов, родителей. 5. При организации профориентационной деятельности с обучающимися необходимо использовать разнообразные формы внеклассной деятельности, больше экскурсий и встреч с различными специалистами, при диагностике подключать педагогапсихолога, а также использовать программу профессиональных проб; 6. Организовать отдельным направлением - внеклассную работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья; 7. Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления; 8. Продолжить дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе; обеспечить максимальную занятость учащихся во внеурочное время. 9. Усилить роль семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса. 10. Повышать психологическую компетентность педагогических работников, поддерживать в школе безопасную, психологически комфортную образовательную среду, использовать в воспитательной работе современные социальные практики и технологии. Н.П. Цислицкая